Фрактальная педагогика как императив современного социально-гуманитарного знания

Научный журнал "Доклады Башкирского университета", 2016. Т. 1, № 1. С. 251-258.

Авторы


Маджуга А. Г.*
Башкирский государственный университет
Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450076, ул. Заки Валиди, 32
Синицина И. А.
Башкирский государственный университет
Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450076, ул. Заки Валиди, 32

Абстракт


Авторы теоретически обосновывают необходимость введения в категориальный аппарат современного социально-гуманитарного знания понятия «фрактальная педагогика», которая позволит интегрировать естественнонаучные и социально-гуманитарные представления о человеке как многомерном феномене, обосновать выбор средств, обеспечивающих раскрытие реальных и потенциальных возможностей и самореализацию личности. В данной статье концептуализированы идеи фрактальной педагогики в рамках ноуменальной ментальности; впервые дана дефиниция понятия «фрактальная педагогика», рассмотрены ее базовые принципы, представлена историческая ретроспектива эволюционных преобразований человека с позиций теории фракталов.

Ключевые слова


  • ноумен
  • ноуменальная ментальность
  • фрактальная педагогика
  • фрактальный подход
  • принципы фрактальной педагогики
  • фрактальность
  • культурно-феноменологический компонент фрактальной педагогики
  • полифоничная самость

Литература


  1. Барышева А. В. Инновации: Учебное пособие/ А. В. Барышева, К. В. Балдин, И. И. Передеряев и др.- М., 2010.- С.8.
  2. Делия В. П. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление. Монография.- М.: ИСЭПИМ, 2005.- 223 с.
  3. Маджуга А. Г., Синицина И. А. Фрактально-резонансный подход как методология постнеклассического гуманитарного знания//Высшее образование сегодня. 2014.- №11. - С. 61-66.
  4. Мясищев, В. Н. Психология отношений /В. Н.Мясищев /под ред. А. А.Бодалева. - М.:изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 356 с.
  5. Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии: Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1985. - 343 с.
  6. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. - 445 с.

Fractal pedagogy as an imperative of modern socio-humanitarian knowledge

Authors


Madzhuga A. G.*
Sterlitamak branch of the Bashkir state University
Russia, Republic Bashkortostan, Sterlitamak, 453100, Lenin str., 49
Sinitsina I. A.
Sterlitamak branch of the Bashkir state University
Russia, Republic Bashkortostan, Sterlitamak, 453100, Lenin str., 49

Abstract


The authors theoretically justify the need for the introduction of categorical apparatus of modern social and humanitarian knowledge of the concept of «fractal pedagogy», which will integrate science and social-humanitarian understanding of man as a multidimensional phenomenon, to justify the choice of means providing for the disclosure of actual and potential opportunities and personal fulfillment. This article conceptualized ideas of fractal pedagogy within the noumenal mentality; for the first time Dana de Fenicia the concept of «fractal pedagogy», examines its basic principles, historical retrospective evolutionary transformation of man from the standpoint of the theory of fractals.

Keywords


  • noumenon
  • the noumenal mentality
  • fractal pedagogy
  • fractal approach
  • the fractal principles of pedagogy
  • fractales
  • cultural and phenomenological fractal component of pedagogy
  • polyphonic self