Шекспировские мотивы в драме А. Стриндберга «Отец»

Доклады Башкирского университета. 2022. Том 7. № 3. С. 161-165.

Авторы


Коровкина А. В.*
Башкирский государственный университет
Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, улица Заки Валиди, 32

Абстракт


В настоящей статье предпринимается попытка выявить и проанализировать ряд шекспировских мотивов в пьесе А. Стриндберга «Отец». Проведенный сопоставительный анализ текстов показал, что в «Отце» обнаруживаются интертекстуальные связи с трагедиями «Отелло» и «Гамлет», комедией «Венецианский купец» У. Шекспира; при этом большую часть использованных Стриндбергом шекспировских мотивов составляют разноуровневые реминисценции из «Гамлета» («яд сомнений», «письмо смерти», мотив разочарованного отца, мотив сумасшествия, одиночества, предательства, женского коварства).

Ключевые слова


  • новая драма
  • А. Стриндберг
  • шекспировские мотивы
  • образ Гамлета
  • мотив сумасшествия и одиночества

Литература


  1. Максимов В. Беспредельный Стриндберг/ А. Стриндберг. Жестокий театр. - М.: Совпадение, 2005. - С. 6-28.
  2. Мацевич А. А. Август Стриндберг: Жизнь и творчество (1849-1912). - М.: ИМЛИ РАН, 203. - 264 с.
  3. Стриндберг А. Отец / пер. А. и П. Ганзенов/ А. Стриндберг. Жестокий театр. - М.: Совпадение, 2005. - С. 44-86.
  4. Шекспир У. Венецианский купец/ пер. Т. Шепкиной-Куперник/ У. Шекспир / Полн. собр. соч. в 8 т. - Т. 3. - М.: «ИСКУССТВО», 1958. - С. 211-310.
  5. Шекспир У. Гамлет/ пер. М. Лозинского/ У. Шекспир. Трагедии. - СПб.: Лениздат, 1993. - С.141-290.
  6. Шекспир У. Отелло/ пер. Б. Пастернака/ У. Шекспир. Собр. соч. в 8. - Т. 6. - М.: «Интербук», 1995. - С. 7-142.
  7. Эрштейн М. О. Образ Фортинбраса в трагедии Шекспира «Гамлет» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2015. - №6-2(48). - С. 203-205.
  8. Эрштейн М. О. Интертекстуальные включения в пьесах А. Стриндберга «Отец» и «Фрекен Жюли» // Межкультурная ↔ Интракультурная коммуникация: теория и практика обучения и перевода: Материалы IV Международной научно-методической конференции, Уфа, 23 декабря 2015 года. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2015. - С. 436-440.

Shakespearean motifs in A. Strindberg’s play “The Father”

Authors


Korovkina A. V.*
Bashkir State University
32 Zaki Validi Street, 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia

Abstract


The article attempts to identify and analyze several Shakespearean motifs in A. Strindberg’s play “Father”. A comparative analysis of the texts has shown that the “Father” contains intertextual links with the tragedies “Othello” and “Hamlet”, the comedy “The Merchant of Venice” by W. Shakespeare; at the same time, most of the Shakespearean motifs used by Strindberg are multi-level reminiscences from “Hamlet” (“poison of doubt”, “letter of death”, the motif of a disappointed father, the motif of madness, loneliness, betrayal, female treachery and inconstancy).

Keywords


  • new drama
  • A. Strindberg
  • Shakespeare’s motives
  • image of Hamlet
  • the motive of madness and loneliness