Актуальное контекстообразование как инструмент преодоления ограниченности мышления

Доклады Башкирского университета. 2025. Том 10. № 4. С. 182-188.

Авторы


Тимошенко Л. О.
Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве РФ
Гафарова Г. В.*
Уфимский Университет науки и технологий

Абстракт


Статья посвящена проблеме «снятию» психологического барьера и развеиванию стереотипов методом активного творческого контекстообразования, который применим как при монологической работе, так и при работе в команде. Эффективность данного метода определяется долгосрочной и гибкой основой, независимо от фоновых знаний.

Ключевые слова


  • cognitive rigidity
  • active contextualization
  • cognitive model
  • team-building
  • intertextuality
  • holonomy

Литература


  1. Дехтяренко А. А., Шлягина Е. И. Долгосрочная ориентация личности как предиктор психологического благополучия // Вопросы психологии. 2023. №5. С. 40–51.
  2. Нестик Т. А. Социальное воображение как психологический феномен // Вопросы психологии. 2023. №5. С. 3–15.
  3. Lunkova L. N. The patterns of intertextuality // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. Ч. 2. №5(5). С. 134.
  4. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 2004. С. 70.
  5. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: АСТ, 2019. 478 с.
  6. Ухоботова С. В. Мультимодальные паттерны компенсации речевых сбоев (на мат-ле студенческого диалогического дискурса // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2023. № 1(225). С. 9–18.
  7. Плотникова Н. Н. Обучение по «станциям» как одна из эффективных форм организации образовательной деятельности на уроках иностранного языка в начальной школе // Язык и культура. 2015. №1(29). С. 122–131.
  8. Хантурова И. Е. Тимбилдинг в аспекте дидактического интерактивного метода в сфере преподавания языков: проблематика исследования. В сб.: Современные направления в лингвистике и преподавании языков: проблема метода. Сб. научных статей по материалам III Междунар. научно-практ. конференции, г. Пенза, 24–27 апреля 2019 г. Пенза: Изд-во ПГУ, 2019. 217 с.
  9. Даниленко А. И., Быховская А. В. Коррекция самоотношения субъекта посредством обратной связи относительно его личностных ресурсов // Вопр. психол. 2023. №5. С. 112–124.
  10. Степанова М. А. Педагогическая психология для учителей (к 100-летию со дня рождения Н. Ф. Талызиной // Вопросы психологии. 2023. №5. 144 с.
  11. Дорфман Л. Я. Холономная перспектива развития теории интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 2023. №5. С. 16–25.

Overcoming mindset limitations in actual context building

Authors


Timoshenko L. O.
Financial University under the Government of the Russian Federation, Ufa Branch
Gafarova G. V.*
Ufa University of Science and Technology

Abstract


The article addresses the challenge of mitigating psychological barriers, and dispelling stereotypes through the method of active creative context formation. This method is applicable in both individual monologue-based tasks and collaborative team activities. The efficacy of the approach is attributed to its long-term and adaptable foundation, effectively irrespective of prior knowledge.

Keywords


  • «туннельное мышление»
  • активная контекстуализация
  • когнитивная модель
  • тимбилдинг
  • интертекстуальность
  • холономность